Исследовательская работа Немжановой Яны, студентки 1 курса университетского колледжа “БРИКС”

Моя ээжа Немжанова( девичья- Мингтеева) Татьяна Барлдаевна(Борисовна) – почетный житель поселка Цаган-Аман и Юстинского района, активная участница и солистка ансамбля «Булг», ветеран труда Республики Калмыкия и Российской Федерации была депортирована в 3-х летнем возрасте в Далекий Алтай, Курьинский район, посёлок Новофирсово. 

В 2022 году мною была написана исследовательская работа на конкурс «Бичкн Торскм» . Впоследствии, я успешно прошла и заняла лауреат 1 степени в конкурсе.

11 ноября 2022г., узнав о своей победе в столь важном для меня конкурсе, я сразу обрадовала свою ээҗу, которая разделила со мной эту радость.

19 ноября 2022г. её не стало.

 ЦаганАман2022г

   28 декабря 1943 года – самая скорбная дата в истории Калмыкии и её народа. 79 лет тому назад калмыки, как и многие народности, были депортированы, изгнаны из родных мест. Исследовательская работа на тему «Боль репрессий в судьбе калмыцкого народа» посвящена этой трагической странице в истории республики.    

Объектом моего изучения стала история калмыков в годы депортации, а предметом – судьба моей бабушки Немжановой Татьяны Барлдаевны и моего прапрадедушки Каблунова Эренцена Явгаевича в этот период.    

                                                                                        Цель моей работы: изучить депортацию калмыков через исследование фактов и событий жизни Немжановой Татьяны Барлдаевны и Каблунова Эренцена Явгаевича в Сибири.

Задачи:                                                                                                                                      

  •  1.объяснить сущность депортации калмыков;                                                         
  • 2. собрать устный, документальный, наглядный материал о депортации калмыцкого народа;                                                                                                                            
  • 3. проследить влияние этого события на судьбы других людей.                                                                                              
  •  4. для достижения поставленных цели и задач мной  использовались следующие методы исследования
  • изучение литературы по истории, краеведению, посвященной депортации калмыцкого народа
  • интервьюирование (беседа) людей, чьи семьи подверглись депортации.
  • анализ семейного архивного материала
  • использование Интернет-ресурса для получения общих сведений по теме.                                                                                                                                                                                                                         

Гипотеза исследования.  Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что депортация народа в 1943 г. Воспринимается потомками как :

 — геноцид калмыцкого народа, повлекший за собой резкое сокращение численности этноса до критических значений

Работа имеет и практическую значимость: во-первых, собранный материал можно использовать на уроках истории и классных часах, внеклассных мероприятиях  в школе; во-вторых, этот материал ложится в копилку летописания истории калмыцкого народа.     

                            

Боль репрессий в судьбе калмыцкого народа

  Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века создавалась история. Великие люди — ученые и воины, герои и мудрецы — по крупицам создавали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него. Об этом мы, дети, должны постоянно помнить, это мы должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценными людьми — связующим звеном в непрерывном потоке времени.

Память о наших предках составляет главное богатство души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей возводили наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших родственниках более священна, чем память о выдающихся деятелях прошлого. Именно прошлые поколения создали нас, сегодняшних, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам. Ведь человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как одно из звеньев в крепкой вечной цепи, соединяющей прошлое и будущее. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее.

В. А. Сухомлинский говорил: у кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего. И он был прав. В наших предках — корень нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов.

      

            Операция «Улусы»

      Накануне Отечественной войны в СССР складывалась очень сложная ситуация. Фактически государство погружалось в состояние, при котором общество могло разделиться в отношении к функционировавшему режиму власти. Именно так и случилось. Одна его часть поддерживала существующий строй, другая же представляла альтернативную силу. Безусловно, в этой обстановке власть делала все, чтобы не пошатнулись ее позиции, не были подорваны ее правила. Ужесточились меры, применяемые к малым народам и группам населения, выступавшим против режима.

       Среди мер “наказания” непослушных, неблагонадежных, к сожалению, всемерно использовалась и депортация. Депортация (лат. deportatio — изгнаниевысылка) — это принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем.

    Как правило, все акции по переселению того или иного народа, групп населения имели юридическую базу, а именно: постановления Государственного Комитета Обороны, Президиума Верховного Совета СССР, решение ЦК партии, указы Совнаркома или другой государственной структуры, что и придавало им якобы законный характер. Проводимые депортации “объяснялись” целым комплексом причин: “неблагонадежность”, конфессиональный (религиозный) фактор, выступление против преобразовательных мер, участие в бандформированиях, принадлежность к институтам отжившего строя (Прибалтика, западные районы Украины и Белоруссии, Молдавия и т.д.).

     Накануне Великой Отечественной войны уже были депортированы в восточные районы РСФСР, Казахстан и республики Средней Азии отдельные контингенты – 35 тыс. поляков и более 10 тыс. немцев (с Украины), 172 тыс. корейцев, 6 тыс. граждан иранской национальности, курды.

     В конце декабря 1943 года в круговорот переселений вовлекались граждане калмыцкой национальности. По данным переписей, в 1926 г. в стране проживало 132 тыс. калмыков. Непосредственно в Калмыцкой автономной области (с 4 ноября 1920 г.) численность населения, включая представителей других национальностей, составляла 134 тысячи шестьсот человек.

  27 декабря 1943 г. последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР, а 28 декабря – постановление Совета Народных Комиссаров за подписью В.М. Молотова о ликвидации Калмыцкой АССР и о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.

   В республике мало кто ведал о том, что предпринималось в верхних эшелонах власти против калмыцкого народа. Заслуженный работник культуры Калмыцкой АССР П.Э. Алексеева писала по этому поводу: “В нашем колхозе радио было только в правлении, газет получали мало, информации почти не было… Летом 1943 года появились слухи о выселении калмыков, но никто всерьез в это поверить не мог. Слухи ходили двоякие: то, вроде бы, будут выселять всех калмыков, то только семьи тех, кто ушел с немцами…”.

    Депортация калмыков рассматривалась как мера наказания народов (по определению Сталина) “за противодействие органам советской власти, борьбу против Красной Армии”, как средство урегулирования национально-политического конфликта, возникшего с калмыками. В докладе, представленном Берией на имя Сталина в январе 1944 г., названа цифра переселенных к этому времени калмыков – 93 тыс. 139 человек. Депортации, однако, продолжались с новой силой. 11 марта 1944 г. последовало распоряжение СНК о перемещении 2400 калмыков из Ростовской в Омскую область. Это указание подтверждалось и приказом наркома внутренних дел СССР от 14 марта. После приказа Берии от 15 апреля 1944 г. о переселении всех граждан, принадлежавших к депортированным народам, в том числе проживавшим в соседних областях, началась кампания по выдворению 1057  калмыков из Сталинградской области, затем еще 103 человек. Они отдельными группами демобилизовывались из Красной Армии. Из 156 843  поступивших в 1944-ом – 1945-ом годах с фронта спецпереселенцев (5943 офицера, 20 209 сержантов, 130 691 рядовой) калмыков было 4105 (57 офицеров, 459 сержантов, 3559 рядовых).

      Многие из калмыков, депортированных на восток, не смогли перенести лишений, тягот переезда и тоску по родине. Одно за другим поступали сообщения из краев и областей о высокой смертности калмыков – спецпереселенцев как в пути следования, так и в районах прибытия. В первом квартале 1944 г. из 81 294 калмыков умерли 4205 (4,9%), в первом квартале 1945 г. из 80 905 – 1288 (1,5%), в первом квартале 1946 г. из 79 487 – 566 (0,7%). С момента депортации и до апреля 1946 г. значилось 14 343 умерших. Рождаемость среди калмыков была крайне низкой. Они терпели неудобства, лишения от проводимых повторных переселений в тех краях, областях, республиках, в которые были определены для проживания.

       Всего в годы войны подверглись переселению народы и группы населения шестидесяти одной национальности. Были осуществлены грубейшие нарушения Основного Закона государства – Конституции СССР, попраны не только права народов, но и их государственность, поскольку ликвидировались автономные республики, области. Раны, нанесенные народам, никогда не смогут быть ими забыты.

    Тема депортации стала обсуждаться публично с конца 80-ых годов после принятия в 1989 году Декларации Верховного Совета СССР «О признании незаконными преступными репрессированных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». С этого времени проснувшаяся народная память стремилась освободиться от вытесненных в глубину сознания внутренних переживаний и проговорить свою боль вслух.

     Когда я подросла, поняла, что в истории моего народа были такие тяжелые страницы. Об этом вспоминали люди пожилого возраста, рассказывали мои бабушка и дедушка, учителя и делились воспоминаниями ветераны войны и труда, которые приходили к нам в школу. Когда я их слушала, казалось, что они рассказывали содержание какой-то книги, что все эти ужасы происходили в другой жизни, с другими людьми. Поэтому поставила перед собой цель : подробно изучить историю калмыцкого народа и своей семьи, особенно период пребывания в ссылке. Изучить, чтобы знать и помнить.

И вот передо мной страницы государственных документов, на основании которых совершился акт несправедливости против целого народа :

От 27 декабря 1943 года

— Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации калмыцкой АССР и образования Астраханской области в составе РСФСР»

От 28 декабря 1943 года

— Постановление Совета Народных Комиссаров Союза СССР 

Всего лишь два документа, которые решили судьбу сотни тысяч людей.

Написано немало книг – воспоминаний, например, «Дорогой памяти» Панькина А.Б. , работы доктора исторических наук К.Н. Максимова. В творчестве всех поэтов и писателей Калмыкии нашла отражение тема депортации народа. Эти книги, воспоминания людей воссоздают страшные картины трагического изгнания калмыцкого народа в Сибирь,  прожившего там тринадцать тяжелых незабываемых лет, и даже мы, дети,  далекие от этих лет, представляем перед собой то далекое, раннее, холодное утро 28 декабря  1943 года, когда началась карательная операция «Улусы».

На сборы семьям давалось не больше часа. Многие семьи, растерянные от неожиданно сложившейся беды, уходили из своих домов, не захватив теплой одежды и продуктов. Они были обречены на гибель. Людей доставляли к железнодорожным станциям, помещали по 40-50 человек в «теплушки».  Изнурительный, страшный путь на Восток унес жизни десятков тысяч   калмыков, умиравших от холода, голода, болезней.

История Немжановой Татьяны Барлдаевны, моей бабушки

Сколько людей – столько судеб. Ветеран труда РК и РФ, почетный житель п. Цаган Аман Немжанова Татьяна Барлдаевна родилась 21 июля 1938 года в селе Джакуевка (ныне п. Волжский). Отца звали Мингтеев Барлда Манджиевич.

Мингтеев Барлда Манджиевич, мой прадедушка

Мать – Мингтеева Му-Куукн Берденкеевна. Также у нее был братишка Григорий. В семье разговаривали на родном языке – калмыцком. Придерживались всех традиций, обрядов, обычаев. Семья Мингтеевых на станцию пришли сами и успели сесть в последний вагон. Так они попали в далекий Алтай. В поселке Новофирсово Курьинского района единственную калмыцкую семью приняли радушно. Предоставили дом, работу, крупный рогатый скот.

Как сейчас помню, – вспоминает Татьяна Барлдаевна – к нам относились хорошо, старались помочь. Я училась в школе, была единственной калмычкой среди русских. Когда закончила семилетнюю школу, пошла работать. Спустя много лет, мы приехали на родину. Алтай очень отличается от Калмыкии. Там – ягоды, плодородная черная земля, а здесь – пески, барханы. Все равно, все были рады возвращению.

История Каблунова Эренцена Явгаевича, моего прапрадедушки.

 В нашем парке на стенде памяти воинов Великой Отечественной войны среди многих земляков, участников войны есть одна, очень дорогая для нашей семьи, родственников фамилия.  Это Каблунов Эренцен Явгаевич. Это мой прапрадед.

Что я о нем знаю… Конечно, я никогда его не видела и знаю только по рассказам своего дедушки Валерия Очировича, который был его первым внуком, по воспоминаниям прабабушки, Нины Прокопьевны, которая была женой его сына, Очира Эренценовича, и по воспоминаниям других родственников.

По нашей заявке из архива была прислана анкета, по скудным записям которой, мы восстановили биографию прапрадеда Каблунова Эренцена Явгаевича.

Родился он в 1897 году в хитоне Табун-Арал, Шамбайского сельсовета в семье бедняка, потом семья вступила в колхоз «Улан Малч», где он и работал до призыва в армию. На службу в армию был отправлен Приволжским военкоматом Астраханской области.

В годы гражданской войны служил в Бурятской краснознаменной народной Армии. В 1919-1921 годы в районе Калмбазара г. Астрахани была сформирована Бурятская народная конная дивизия, в составе которой он состоял до 1935 года. С 1921 по 1923 годы из дивизия была направлена в Монголию и другие азиатские республики, где они помогали местному населению в установлении Советской власти, в борьбе с остатками белогвардейцев. Их называли «Участниками Мира», о чем есть документ, справка. Был демобилизован в 1935 году.

В справке сельского совета значатся супруга Джиргал 29 лет, сын Очир 5 лет, (мой прадед), дочь Таня, 2 года.

Мирная жизнь, возвращение в свой колхоз, пока не грянула Великая Отечественная война. Снова война…

В числе первых был призван и прошел войну в числе защитников отечества. Эренцен Явгаевич участвовал в жестоких боях за Сталинград, раненым попал в плен. Прошел все круги ада пленного бойца и был освобожден в числе пленных Советской Армией.

Только после освобождения он узнал о депортации своего народа в Сибирь. Начал поиски и в 1946 году нашел свою семью в далёком сибирском селе Шила Сухобузимского района Красноярской области. Жена и двое детей дождались его, воссоединились. Жизнь продолжалась. Работали, восстанавливали сельское хозяйство, но мечта о родных местах, где похоронены родители, где прошла молодость, не давала душе покоя. Поэтому как только вышел указ о реабилитации калмыцкого народа, сразу начали готовиться к возвращению на свою малую Родину.

Вернулись в 1958 году, решили остановиться в совхозе «Полынный», Юстинского района. Здесь и прожил Эренцен Явгаевич до самых последних своих дней, работал чабаном, построил дом, растил детей, воспитывал внуков. Здесь и похоронен после смерти в 1970 году.

Заключение

     Прямым результатом проведённой работы считаю ликвидацию «белого пятна» в моих знаниях об истории своей малой родины и её жителях, а также установление новых  данных о годах депортации калмыцкого народа в 1943 – 1957 годах. Работа показала один из примеров политических репрессий эпохи сталинизма 30-40-х годов 20 века и проиллюстрировала одну из характерных особенностей тоталитарного режима, существовавшего в указанный период. Страшно, когда ты можешь быть репрессирован просто за словесную оценку чего-либо, а ещё страшнее, когда репрессиям подвергались целые социальные группы, народы. Моя работа позволяет лучше понять сущность события и всю его трагичность, потому что не просто видим сухие цифры статистики, а реального живого человека, прошедшего сквозь это горе.                                                   

 Суровые 13 лет изгнания объединили калмыцкий и русский народы, сблизили их, сделали духовно богаче, передали друг другу свои традиции. Дружба и любовь, вера и надежда – вот  великое счастье, которое надо беречь и лелеять. Вопреки ложным обвинениям, вопреки нечеловеческим трудностям,  вопреки горьким, невосполнимым  потерям, калмыки в годы депортации оставались достойными, гордыми людьми, дружили, влюблялись и создавали свои семьи.

Исследуя данную тему, я узнала очень многое  о прошлом своего народа. Надо помнить, чтобы не дать повториться несправедливости.

Нет такой семьи, у которой хоть кто-нибудь не остался навечно в землях Сибири. Цифры, которые свидетельствуют о людских потерях в депортации, заставляют сегодня приходить в ужас. Если бы не эти трагические годы, то каким многочисленным народом были бы мы!